Во фракции КПРФ внимательно изучены внесенные в декабре 2013 года
проекты федеральных законов №418707-6 и №418736-6 "О почтовой связи" и
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи".
Фракция не будет голосовать за эти законы.
Осознавая сам факт необходимости принятия нового закона,
регулирующего развитие почты в современных условиях, мы, тем не менее,
считаем, что представленная редакция законопроекта "О почтовой связи" не
способствует решению стоящих перед отраслью задач и прямо препятствует
реализации Стратегии развития "Почты России".
Наоборот, после принятия закона появляется существенная угроза потери
«Почты России» как единого федерального оператора, а также потеряем
«Почту России» как национального оператора на международной арене.
Почтовые услуги станут существенно дороже, не везде будут доступны, так
как в связи с прекращением перекрёстного субсидирования (от города к
деревне) некому будет обслуживать отдалённые бесприбыльные почтовые
отделения, скажем, на Новой Земле или даже в Московской области. Тем
более это ускорится и из-за отказа в господдержке подписки на массовые
федеральные газеты, которые резко подорожают и станут недоступными.
Основные аргументы, почему нельзя принимать эти законы.
1) Законы ликвидируют термин «организация федеральной почтовой связи»
и снимают существующий в действующем законе «О почтовой связи» (ст. 24)
запрет на приватизацию имущества организаций федеральной почтовой
связи. То есть это первый существенный шаг уничтожения единой (по
условиям и тарифам) существующей федеральной почтовой связи. Это 42 тыс.
отделений, 300 – 320 тыс. занятых, многомиллиардные фонды и другие
ресурсы. Курс на приватизацию, а людей на улицу! (в законе никакой
социальной поддержки нет, кроме оплаты проезда почтальонов, связанного с
их работой). Ради приватизации в законе заменяют действующий термин
«государственные знаки почтовой оплаты» на просто «знаки почтовой
оплаты», т.е. предполагается введение частных (негосударственных)
знаков. А термин «специальная связь» меняется на термин «специальная
почтовая связь», что позволит по формальным признакам избавиться от
неугодных;
2) Создается впечатление, что законопроекты готовила как раз та
группа людей, которая собирается приватизировать «Почту Россию,
похоронив ФГУП «Почта России»;
3) Принятие данного закона на долгие годы ввергнет страну в почтовый
хаос. Огромное количество операторов почтовой связи, курьеров, кредитных
организаций и других многочисленных участников почтового процесса и
контрагентов «Почты России», которым по законопроекту невозможно
ограничить доступ к почтовой инфраструктуре – всё это не приведет ни к
чему хорошему. Масса спорных моментов: на каждом шагу законодательно
прописанный субъективизм.
В области ценообразования – почта должна работать по утвержденным
твердым тарифам на услуги без права отказа обслуживать какие-то
территории страны. А коммерческие частные фирмы – по свободным ценам и с
правом отказа от невыгодных предложений.
В вопросах доступа к почтовой инфраструктуре – Почта России должна
безотказно предоставлять свою инфраструктуру в интересах частных
компаний.
Но главное не в этом. Главное – в том, что правительство навсегда
теряет контроль в наиважнейшем сегменте инфраструктуры российского
государства, что неизбежно приведет к самым губительным последствиям для
страны с такой огромной территорией, какой является Россия. Прежде
всего, речь идет о снижении стандартов безопасности и конфиденциальности
почтовых отправлений, их сохранности и своевременности доставки. Речь
идет о стремительном увеличении тарифов
на почтовые услуги при одновременном резком сокращении количества
почтовых отделений в «глубинке», заниматься которой будет некому в силу
низкой рентабельности ее обслуживания. Кроме того, разрушив целостность
почтовой инфраструктуры, государство вынуждено будет выстраивать
альтернативную почтовую инфраструктуру, специально для фельдъегерской
службы и курьерских подразделений оборонного ведомства, что, по-нашему
мнению, требует затрат больше, чем господдержка реформы почты.
Значит, разработчики законопроекта лукавят в части отсутствия
бюджетных расходов на реформирование Почты России, ради, якобы,
привлечения частных инвестиций, а на деле, для «прихватизации» почты.
Самое смешное, в законопроекте правильными словами изложена
правильная идея – чем шире круг исполнителей, тем выше конкуренция – тем
ниже стоимость на почтовые услуги. Уверен, что идея списана с
аналогичного закона, принятого и успешно применяемого в одной из
европейских стран. Только не всегда идеи, «правильные» для какого-нибудь
Лихтенштейна или Кипра, будут правильно «работать» в России – даже
Евклидова линейная геометрия на больших расстояниях трансформируется в
геометрию Лобачевского.
Но если уж авторы законопроекта пытались применить «правильные» идеи,
направленные на усиление конкуренции в сфере почтовых услуг, то почему
они так старательно обходят тему выплаты и доставки пенсий в данном
документе? Почему услуга, до сих пор формирующая 40 процентов бюджета
Почты России, так скромно замалчиваются в законопроекте? Почему Почте
России отводится лишь скромная роль арендодателя помещений для неких
кредитных частных организаций, которые будут получать основные доходы от
выполнения услуг по выплате и доставке пенсий?
Считаю, что авторы боятся той самой конкуренции в банковской сфере, за которую ратуют в области почтовых услуг!
Мы, фракция КПРФ, против разрушения уникальной инфраструктуры «Почты
России» и считаем необходимо кардинально менять концептуальную часть
законопроекта, с учетом положительного опыта решения «почтовой» проблемы
в таких ведущих экономиках, как Япония, Германия, Франция.
При правильном подходе к реформе «Почты России» государство получило
бы мощное восходящее развитие почтово-банковской корпорации, которую
можно было создать на базе ФГУП «Почта России» и кредитной организации с
участием государства.
Вместо этого нам предлагается вариант разрушения единой и доступной
«Почты России», что в интересах только будущих авторов майданизации
России.
Мы против!
12 марта на пленарном заседании Госдумы при обсуждении
законопроекта «О почтовой связи» выступил первый заместитель Комитета по
информационной политике, информационным технологиям и связи В.С.
Шурчанов.