Дело
в том, что ситуация с обязательным страхованием гражданской
ответственности автовладельцев стала совершенно неприемлемой. Получение
возмещения от страховщиков после аварии стало серьёзной проблемой, сроки
и процедуры возмещения ущерба серьёзно нарушаются. Кроме того, в
последние несколько месяцев во многих регионах России стало очень сложно
приобрести полис ОСАГО, так как страховщики всеми правдами и неправдами
уклонялись от продажи таких полисов (наиболее типичной отговоркой было
отсутствие бланков). Страховщики в свою очередь жаловались на то, что
тариф ОСАГО, который не пересматривался десять лет, слишком мал по
сравнению с увеличившейся стоимостью ремонта транспортных средств и
продажа полисов ОСАГО стала им невыгодной. Кроме того, страховщики были
обеспокоены тем, что на рынке появилось большое число «чёрных юристов»,
которые, пользуясь несовершенством процедуры урегулирования убытков по
ОСАГО, добивались судебных решений по возмещению убытков в размерах,
значительно превосходящих «справедливые суммы».
читать дальшеНастаивая на
повышении тарифа, страховщики сильно сгущают краски: даже в этих
условиях ОСАГО приносит им прибыль, только не такую большую, как другие
виды страхования. Согласно отчёту Банка России за 2013 год, в целом по
стране сборы по ОСАГО за год составили 134 млрд. рублей, а выплаты —
всего лишь 77 млрд. рублей. Таким образом коэффициент убыточности (то
есть отношение выплат к суммарным сборам) составил 57%, что значительно
меньше, чем показатель, установленный в законе, 80%. Коэффициенты
убыточности по другим видам страхования ещё меньше: за 2013 год общая
сумма страховых сборов по всем видам страхования составила 905 млрд.
рублей, а общая сумма выплат, соответственно, 421 млрд. рублей, то есть
коэффициент убыточности составил 47%.
Естественно,
что ситуация на страховом рынке вызывает справедливое недовольство
граждан и массу вопросов со стороны организаций потребителей финансовых
услуг. Новый закон имел целью исправление ситуации с ОСАГО. Он
предусматривает жёсткую ответственность страховщиков за уклонение от
заключения договоров ОСАГО — вплоть до лишения лицензии. Закон так же
чётко определяет процедуры, связанные с заключением договоров,
оформлением ДТП и урегулированием убытков, ограничивая тем самым
возможности для злоупотреблений как со стороны страховщиков, так и со
стороны застрахованных лиц.
Важнейшая норма нового закона —
увеличение страхового возмещения по ОСАГО. Страховая сумма, в пределах
которой страховщик возмещает вред, причинённый жизни или здоровью, с 1
апреля 2015 года повышается с 160 до 500 тысяч рублей на каждого
потерпевшего; страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает
вред, нанесённый имуществу, с 1 октября 2014 года повышается до 400
тысяч рублей. Это также давно назревшее изменение: ведь прежний закон
(действующая сейчас редакция закона 40-ФЗ) предусматривал не более 120
тысяч рублей на возмещение вреда имуществу каждого потерпевшего и не
более 160 тысяч рублей на всех потерпевших. В случае сколь-нибудь
серьёзной аварии с участием даже средних по стоимости автомашин этих 120
тысяч рублей возмещения хватает на замену лишь одной двери, виновный в
ДТП остаётся с неподъёмными долгами, а потерпевшие рискуют никогда не
возместить стоимость утраченного имущества из-за неплатёжеспособности
виновного.
Ещё одно новшество, внесённое в новый закон при
активном участии депутатов-коммунистов, — уменьшение предельной доли
износа, начисляемого на комплектующие при расчёте стоимости страхового
возмещения. Эта доля сокращается с 80 до 50%. Что это означает? Если вы —
владелец старой машины, то при расчёте суммы страхового возмещения вам
начислят лишь 20% от стоимости требуемых для ремонта деталей и
комплектующих, и таким образом на полученные от страховщика деньги вы не
сможете отремонтировать свою машину. Такие драконовские положения были
пролоббированы страховщиками и введены в закон об ОСАГО в 2010 году,
несмотря на жёсткую критику со стороны КПРФ. Теперь положение частично
исправляется. Согласно новому закону, вы получаете не менее половины
стоимости необходимых комплектующих. Это тоже мало (депутаты от фракции
КПРФ на заседаниях профильного комитета выступали за полную отмену
начисления износа), но всё же сделан заметный шаг в правильном
направлении.
Однако у этих позитивных изменений есть цена:
увеличение страхового тарифа, то есть стоимости полиса ОСАГО. Закон
предусматривает, что Банк России (он является регулятором страховой
отрасли) устанавливает коридор значений ставок тарифа. Границы коридора
ещё не объявлены, и у автовладельцев есть опасения, что под давлением
страхового лобби рост тарифов будет слишком высоким. Такие же опасения
были и у фракции КПРФ; именно поэтому она не голосовала за этот закон:
он не содержит гарантий, что новые тарифы не будут неоправданно
высокими.
Но
хотя гарантий того, что тарифы не будут неоправданно высокими, в законе
нет, всё же удалось создать механизм, который позволяет Банку России не
допустить неоправданного роста тарифов — при наличии на то политической
воли. Речь идёт о введении так называемого актуарного оценивания.
Актуарное оценивание — это количественная оценка финансовых рисков (в
частности, рисков разорения страховой компании) на основе методов теории
вероятностей и математической статистики. Согласно недавно принятому
Закону об актуарной деятельности, с 1 января 2015 года все тарифы по
обязательным видам страхования должны быть «актуарно обоснованными». Это
же требование сформулировано и в новом законе об ОСАГО вместе с
указанием, что на страховые выплаты должно направляться не менее 80%
собранных страховых премий. Ставки тарифа будут вычисляться
сертифицированными специалистами (актуариями) по установленным научно
обоснованным методикам. Эти вычисления будут делаться на основе
статистических данных о частоте страховых случаев и о величине
возмещения, причём искомыми значениями тарифов должны стать такие, при
которых на страховые выплаты будет приходиться 80% от собранных
страховых премий. И далее расчёт тарифа пройдёт проверку практикой: если
по итогам года фактическое значение коэффициента убыточности будет
сильно отличаться от целевого значения 80%, то тарифы могут быть
пересмотрены (а тот актуарий, который их рассчитал, может лишиться права
работать в этой профессии, если будет доказано, что он завысил
значение тарифа умышленно).
Напомним, что закон об актуарной
деятельности был принят в 2013 году (при непосредственном участии
депутатов-коммунистов), несмотря на наличие весьма влиятельных
противников, и полностью вступает в силу с 1 января 2015 года. Этот
закон призван уменьшить злоупотребления не только в сфере обязательного
страхования, но и в страховой отрасли в целом. А проблем там сейчас
предостаточно. Наиболее одиозный пример, относящийся к обязательному
страхованию, — страхование ответственности владельцев опасных объектов. К
примеру, в 2012 году сборы страховщиков по этому виду страхования
превысили 9 млрд. рублей, а выплаты составили всего лишь 0,15 млрд.
рублей, то есть коэффициент убыточности составил порядка 2%!
Обязательное актуарное оценивание должно на объективной научной основе
помочь исправлять столь вопиющие диспропорции.
Автор: Борис КАШИН. Член Комитета Госдумы по финансовому рынку, академик РАН. Татьяна КУЛИКОВА. Эксперт-экономист.
Оригинал статьи в газете Правда