Оказывается, век Просвещения и в самом деле позади! Теперь
большинство людей очень много знают, но плохо мыслят. Вследствие первой
причины они сплошь да рядом отвергают опыт, авторитеты – мол, сами с
усами, – а потому делают давно сделанные открытия. Вследствие второй
причины они еще чаще результат принимают за причину и, главное,
оказываются решительно не в силах соединить в одно стройное целое свои
собственные чувства, мысли и знания.
«Ошибочна система, – говорил Герберт Спенсер, – которая
предполагает, будто все заключается в приобретении знаний, забывая, что
гораздо более важно организовать эти знания и что для организации их
требуется время и самостоятельное мышление. Дорого не то знание, которое
накопляется как умственный жир, а то, которое может переработаться в
умственный мускул». Ученость сама по себе сообразительности нашей не
увеличивает. Напротив, обременяя наше внимание, она может уничтожить
последнюю нашу сообразительность. Огромная масса познаний, если она не
переработана собственным мышлением, гораздо менее имеет ценности, нежели
значительно меньшее количество сведений, глубоко и многосторонне
продуманных.
Невежда в классическом понимании – не учен, не образован, не
просвещен – простак, одним словом. И невежа, т.е. неучтив. Таких невежд
сегодня, наверное, уже не осталось. Современные невежды могут быть
вполне образованны, многие из них имеют несколько дипломов о высшем
образовании, но не зря говорили древние, что многознание уму не учит.
Современное невежество основано на несистемных знаниях, на ужасающем
информационном шуме, бесконечный вал которого не дает времени
переработать получаемую информацию, сопоставить с уже существующей и
критически осмыслить.
Классический тип невежды описан в русской литературе. Это Митрофанушка, герой комедии Фонвизина «Недоросль».
Митрофанушка очень дурной человек, и может показаться на первый взгляд
глупым. Действительно, он как будто ничего не соображает и не думает; он
не может решить самой простой задачи (а задачи Цифиркина очень наглядны
и просты), не может разобрать двух слов без указки, не в состоянии
повторить простой фразы, которую мать велела сказать Скородуму: «Ты мне
второй отец». И глупо переспрашивает Простакову, говоря: «Ты мне второй
отец, дядюшка!» Он сам смотрит на себя, 16-летнего юношу, как на
маленького ребенка, прячась от Скотинина за слабую старуху няньку,
крича: «Мамушка, заслони!» Но глупость Митрофана не прирожденная, а
приобретенная, ведь от природы он вовсе не глуп. Об этом свидетельствует
его хитрость, умение так ловко притворяться покорным и любящим сыном,
что не только Простакова, но и читатель либо зритель комедии может не
догадаться об его истинных чувствах до той самой минуты, когда он
бессердечно отталкивает мать, найдя, что больше невыгодно носить маску.
Митрофан отупел от праздности, лени, животной жизни, от вечной еды и
отсутствия каких-либо духовных интересов.
Что же мы наблюдаем сегодня на экранах телевизоров? Праздность,
разговоры о еде и способах ее приготовления, реклама напитков, забота о
внешности (кремы, шампуни, диеты, прокладки), рассказы о разнообразных
извращениях – и всё для того, чтобы привлечь внимание любой ценой. Целые
телеканалы заняты распространением мистики и суеверий в масштабах,
которые и не снились мрачному Средневековью. Интервьюируют магов,
колдунов, гадалок, новоиспеченных пророков, прорицателей, шарлатанов,
ясновидящих и прочих мистификаторов. И этот вал ничем и никем не
сдерживается. Он агрессивен, убивает силы самостояния, противостояния
этой агрессии, парализует волю. Нет времени думать, надо бежать за
прогрессом, а то и впереди прогресса.
А. Вознесенский как-то сказал: «Все прогрессы реакционны, если
рушится человек». Вот он и рушится в двух направлениях. С одной стороны,
люди отказываются от деторождения или рожают за деньги. В черном ящике
бесконечно говорят о правах голубых, защищая извращенную жизнь,
пренебрегая сохранением человечества в целом. С другой стороны, люди
превращаются в зомби, а то и в роботов. Сообщают, что в Челябинске,
Магнитогорске или Нижнем Новгороде школьники пытаются сконструировать
андроида. К сожалению, констатируют авторы проектов, роботы еще не могут
думать как люди, мало связей, но мы не теряем надежды. Не теряют
надежды, что машины их вытеснят! Уже вытесняют. «Наступит время, когда
человек и машина будут жить в полной гармонии». Да, когда человек будет
заменен машиной.
Созидательный труд перестал быть востребованным. Физический –
презираем, а умственный отдан технике. Какой же труд предлагает
современный капитализм? Вот новые профессии в российском обществе:
шопер, хедхантер, коучер, мерчендайзер, дворецкий, менеджер (под этим
словом может скрываться коммивояжер, грузчик, раскладчик товаров),
дилер, охранник, продавец, множество секретарей и т. п. Разве подобный
труд, да еще на чужого дядю, может доставить радость творчества и
удовлетворение результатами? Он дает лишь средства к существованию.
Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» приводит притчу о
гончарах, которые отправились в город продавать товар. Озорные парни из
соседнего аула купили горшки. «Товар наш сделан на совесть, и до ваших
внуков доживут наши горшки». А парни расставили горшки и стали кидать в
них камни, соревнуясь в меткости. Горшки звонко лопались, а черепки
сыпались в пропасть. Гончары возмутились, а парни им в ответ: «Вы
продали свой товар, мы вам хорошо заплатили, горшки теперь наши, какое
вам дело, на что мы их употребим? Хотим – будем бить, хотим – повезем
домой, хотим – просто оставим на дороге». «Но эти горшки нам не чужие.
Много труда мы вложили в глину, прежде чем она стала горшком. Много души
вложили в нее, чтобы она стала красивым горшком, чтобы им любовались
люди. Мы думали, что наши изделия принесут людям радость, украсят
чью-нибудь жизнь. Вы же, бесчестные люди, всё превратили в черепки, все
наши старания, все мечты побили на краю пропасти». Обиду горшечников
поймет каждый, кто сам трудился, вкладывая в свое дело душу, кто
любовался результатом собственного труда. Горшечники решительно отобрали
у парней то, что те не успели разбить, и возвратились домой.
В нынешнем мире наживы труд не ценится, не уважается. Бесконечная
смена товаров приучила людей без пиетета относиться к плодам
человеческого труда. Изделия теперь недолговечны. Они производятся не
для того, чтобы служить людям, а для извлечения прибыли. Не успеет
покупатель привыкнуть к обновке, как его уже призывают выбросить, сдать,
сменить ее на новую. Какая расточительность человеческих усилий и
природных ресурсов! И потому одной из главных проблем стала проблема
утилизации плодов человеческого труда, место которых на бесчисленных
свалках. Реклама агрессивная, развращающая, наглая и издевательская. Она
избыточна, поскольку избыточны рекламируемые товары.
Труд – основа жизни человека и общества. Он избавляет от главных зол:
нужды, порока, скуки. Это лучший способ наслаждаться жизнью. Разве
труд, предлагаемый современным капитализмом, такой? Пренебрежение
трудом, сделавшим, как известно, человека человеком, – главная причина
современного невежества. Животный мир тоже ест, пьет, спит, однако не
претендует на звание «царя природы». Работой называют то, что даже
отдаленно не напоминает истинный труд, которым можно гордиться. В
репортаже легкомысленной журналистки про бандита: «Он зарабатывал на
вырывании сережек из ушей». Киллер «зарабатывает» на убийствах, торговец
наркотиками «зарабатывает» тоже… Опошлили слово – значит, опошлили то,
что оно означает. Это не труд, это нажива на грабежах, обмане,
махинациях, взятках. Именно здесь кроется причина такого разгула
преступности – легкие деньги! Такая, с позволения сказать, работа плодит
мизантропов и безработицу. Чудовищное неравенство в обществе порождает
подобную ситуацию. Деградируют все: и живущие в пентхаусах – от
излишеств, хандры и тоски, и прозябающие в халупах – от безысходности.
Компьютеризация, введение ЕГЭ в образование ускорили процесс
нарастания невежества. Ведь думать уже совсем не надо. Обучение с
помощью тыка и без педагогов. Неприемлемая, понижающая уровень мышления
учащихся суть ЕГЭ в том, что общий стандарт проверки знаний
обезличивается введением системы тестирования, получения стандартных
ответов на кем-то заготовленные вопросы. Ученики больше не строят сами
познавательную ситуацию, не обосновывают и не развертывают свои мысли.
Они просто вспоминают нужные ответы. То, что это деградация познания,
формирование рубрикаторского, механического, принципиально нетворческого
мышления, уже вполне очевидно людям даже без педагогического
образования. Однако систему упорно насаждают.
В чем же дело? Неужели только в непонимании министра образования,
начальства, в их зловредности? На этом часто сосредотачивают критику. Не
всё так просто. Это мировой процесс. Насаждение тестов идет
повсеместно, ибо тестирование является условием компьютеризации и
электронизации образования, к которым как раз подошел технический
прогресс. А компьютеры, даже самые совершенные, понимают только
однозначные решения. В этом их сила. И если оспаривать ЕГЭ и
тестирование, то надо оспаривать необходимость всеобщей, повальной
машинизации – компьютеризации образования, которое в пределе стремится
быть автоматическим, исключающим из образования живого человека вообще,
что уже и происходит. Педагог – вымирающая профессия!
Вот о чем надо говорить, что надо оспаривать. Но на это решается уже
гораздо меньше людей, чем критикующих ЕГЭ. Это оспаривать трудно уже
потому, что машинное мышление эффективнее «кустарного», человеческого. В
вычислениях – очевидно, но и в объеме и быстроте обрабатывания
словесной информации тоже. При этом самому человеку надо не столько
иметь знания, сколько знать, откуда их взять. Быть компетентным – знать,
куда надо кликнуть и что скачать. И тогда найти можно почти всё. Хотя
сам по себе, без компьютера, человек становится примитивным, перестает
понимать, что читает, неслучайно распространяется так называемая
функциональная безграмотность. Именно в передовых странах. Новые
невежды.
Вытеснение из образования педагогов – новое наступление на
человека. В Древней Греции педагогами называли престарелых рабов,
которые должны были присматривать за детьми и водить их в школу; одно
это говорит, что такие люди не пользовались почетом. Лишь со временем, с
ростом науки и просвещения, с развитием понимания задач воспитания
звание педагога делается более уважаемым. И высшего почета педагоги
достигли в Советской стране. Знаменитые, очень популярные фильмы
«Сельская учительница» с В. Марецкой, «Учитель» с Б. Чирковым, «Доживем
до понедельника» с В. Тихоновым – подтверждение этому. Как сегодня
относятся к учителю, мы видим. Его зарплата все еще недотягивает до
зарплаты уборщицы в Газпроме, на всю страну показали избиение
учительницы учеником, и, наконец, дело дошло до стрельбы в школе. Вот и
сподобились приобщиться на радость нашим либералам к американскому
образу жизни по одному из его важнейших и привычных показателей. Меры
принимают те же самые: усилить охрану, больше следить, контролировать
оружие. Чисто внешние, технические. Думать о духовных и социальных
причинах никто не хочет. Истинное знание у капиталистов не в моде. Оно
же одно! А ложь и обман многолики и многоцветны, их и предпочитают.
Дуглас Локвуд в книге «Я – абориген», написанной 50 лет назад и
повествующей о жизни австралийцев, приводит слова вождя племени: «Ну
кто поймет этих белых? Они очень умные, умеют делать самолеты и
автомобили, консервы и большие бомбы, холодильники и корабли, которые
плавают под водой… Но вот еду в лесу найти не могут!» Рассказчик сообщил
вождю, что белые покупают пищу в магазинах, что у бомб очень
разрушительная сила, что они могут уничтожить целые города и страны.
«Когда они начнут их бросать, – сказал Галбаранга с видом мудреца, –
лучше всего будет старым чернокожим из леса. Мы, как и всегда, будем
жить тем, что дает земля, а белым придется учиться этому заново».
Рассказчик заметил: «Ты можешь на старости лет стать великим учителем».
«Учителем? Я?» – «Да. Будешь учить белых людей, как жить в лесу!» Будет
ли кому учить безумцев жизни в лесу, когда видишь, с какой скоростью
уничтожается мир самобытных народов Севера, а племена в Африке заняты
междоусобной войной по наущению этих жадных белых людей?!
Особый вид невежества – журналистский. Ради сенсаций забывают все
прописные истины. Культивируется историческое невежество. Попытку
сохранить Советский Союз называют путчем. А политологи утверждают, что
путч – это удавшийся переворот. Так кто же путчисты? Кому удался
переворот? Называть черное белым или наоборот становится своего рода
профессиональной доблестью немалого числа представителей пишущей братии.
Особенно когда присягают свободе слова.
Когда шарлатан Алан Чумак собирал залы «новых» образованных людей,
«свободомыслящей интеллигенции», предлагая им расслабиться и отдохнуть,
они с готовностью складывали руки и ручки с блокнотами и, закрыв глаза,
«отдыхали», пока он разводил пассы и спрашивал, чувствуют ли они свежий
ветер. Современное невежество проявляется и в том, что нужные и полезные
книги издают ничтожными тиражами, а детективное чтиво – десятками и
сотнями тысяч, а, например, откровенно обывательский журнал «Телесемь» –
миллионами. Что поделаешь – прибыль!
Человек деградирует в потребительском обществе, где за внешним,
вещным благополучием и обильным образованием теряет человечность,
активность, энергию поиска, свою основу – созидательный труд и высокие
душевные качества, превращаясь в зомби. Да! Внешне человек потребляющий
стал красивее, но прекрасным он не будет никогда!
Александра КУТЫРЁВА, кандидат философских наук
г. Нижний Новгород
Оригинал статьи в газете Советская Россия
@темы: Россия, Невежество, Общество, Советская Россия, Правда, Современность, История, Философия